Впервые термин "рэггей" появился в 1968
году - так назвали популярный танцевальный ритм,
родившийся на Ямайке. Однако позже слово "реггей" стали
использовать для характеристики различных стилей
афро-карибской музыки и американского ритм-энд-блюза,
претерпевшего серьезную трансформацию на Ямайке.
Популярная музыка беднейших слоев населения Ямайки в
40-е годы называлась "менто" - это были типичные
африканские песни, доставшиеся жителям острова от их
предков, исполнявшиеся под гитары и перкуссию, однако
ритмика пришла из местной музыкальной культуры такие
танцы, как калипсо, румба, меренга и самба, сплавленные
с типично африканским речетативом-распевом, стали
основой новой музыки островов. После второй мировой
войны через радиотрансляцию на Ямайку просочилась
американская музыка, которая оказала значительное
влияние на культуру страны, ритм-энд-блюз передавали
диск -жокеи Майами, Нового Орлеана и Мемфиса, а
пластинки с американской музыкой привозили
демобилизованные военные. Благодаря таким американским
исполнителям, как Джони Эйс, Луис Джордан, Эймос Милберн
и Фэтс Домино, в конце 40-х - начале 50-х годов
ритм-энд-блюз приобрел на Ямайке огромную
популярность.
К 1960 году американская музыка
заполонила остров, и местные антрепнеры Коксоун Додд,
Принс Бастер и Дьюк Рейд закупили аппаратуру и открыли
студии, в которых могли записываться ямайские
исполнители. Таким образом центром звукозаписи Ямайки
стал Кингстон. Первые местные певцы - Лорел Эйткен, Оуэн
Грей, Джекки Эдвардс и Деррик Морган - начали с
подражания американским звездам ритм-энд-блюза, но
вскоре нашли свой стиль, сочетавший в себе
ритм-энд-блюзовую стилизацию для духовых, клавишных,
электрогитар и контрабаса, и аранжированные в размер 4/4
песни менто. Странный прыгающий ритм "рассекал"
ритм-энд-блюзовую основу, а в тот момент, когда, по
музыкальной логике, они должны были бы сливаться,
возникала пауза - такой стиль получил название "ска "
(ska). На Ямайке ска популяризировали группы и певцы,
обращавшиеся прежде всего к молодежной аудитории, - The
Skatalites, The Soul Vendors, The Ska Kings, The
Maytals, The Blue Busters, The Wailers, Стренджер Коул,
Эрик Моррис, Джимми Клифф, Джастин Хайнз.
Доступность
звуковой аппаратуры помогла встать на ноги такому
отпочкованию от ска, как "тоустинг"(toasting):
диск-жокеи накладывали свой голос на уже имеющуюся
фонограмму и полученную таким образом запись
транслировали в эфир - в качестве "авторского"
дополнения могли быть цитаты газетных статей,
собственные умные мысли, или же диск-жокеи пародировали
тех, чьими пластинками пользовались. От тоустинга
перкинулся мостик к "дабу" (dub) - приему, который
сводится к редактирования фонограммы утем перестановки
ее фрагментов, добавлением новых и удалением лишних.
Постепенно тоустинг и даб перекочевали с радиостанций в
студии звукозаписи, где ими стали пользоваться
исполнители. 1966 год был отмечен замедлением и своего
рода монотонностью ритмов ска - новая стилистическая
ветвь получила название "рок-стэди"(rock stedy): первыми
хит-мейкерами рок-стэди были Элтон Эллис, Денрой Уилсон,
Кен Бут, The Heptones The Paragons. Отдали должное
новому направлению и английские группы ритм-энд-блюза,
такие как The Kinks, Hollies и The Beatles.
Во второй
половине 70-х вокальные трио Mighty Diamonds, Black
Uhuru, The Itals значительно ужесточили ритм реггей -
четкие мелодические и ритмические линии композиций этих
групп получили мощное импровизационное развитие, что
позволило классифицировать реггей как одно из
направлений рок-музыки.
(По материалам http://www.gromko.ru/)